Блог

Анонсы, новости, статьи, впечатления
участников Новосибирского клуба японских боевых искусств «Кенсинкан»
Сибирской федерации Кендо, Иайдо, Дзёдо
новости
Что интересного?
Летний семинар
по Дзёдо
4 - 5 августа 2018 года состоится летний семинар по дзёдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
4 августа (суббота) 10:30 - 16:30 тренировка
5 августа (воскресенье) 10:30 - 16:30 тренировка
Молодёжная делегация
Хоккайдо кэндо рэнмэй
Дорогие друзья, рады сообщить, что 17 по 23 июня Молодежная делегация Хоккайдо кэндо рэнмэй посетила город Новосибирск. Данное событие было приурочено ко дню города Новосибирска и Чемпионату Сибири по Иайдо. Для японской делигации была проведена обширная программа включающая в себя обзорные экскурсии по городу, мастер классы по русской кухне, посещение музеев и оперного театра, а так же тренировки по Иайдо и соревнования в рамках 4 Чемпионата Сибири по Иайдо.

Четвёртый Чемпионат
Сибири по Иайдо
Дорогие друзья, рады сообщить, что 22 июня состоялся Четвёртый Чемпионат Сибири по Иайдо в Новосибирске!
Поздравляем призеров с удачным выступлением на соревнованиях и благодарим всех спортсменов, тренерский состав за участие в данном мероприятии.

Переведено официальное издание
ZNKR по дзёдо
Уважаемые друзья,
при поддержке Ясумару сенсея,
силами переводчиков МКЦ "Сибирь-Хоккайдо",
было переведено официальное издание ZNKR по дзе-до.

1 октября книга выходит из печати.
По поводу приобретения просим обращаться по  kendosib@ngs.ru
Стоимость экземпляра 500 руб.

Ссылка на оглавление

истории
Что произошло?
4 Чемпионат Сибири по Иайдо

Молодёжная делегация
Хоккайдо кэндо рэнмэй
Уважаемые друзья,в период с 17 по 23 июня к нам прибывает делегация из Японии. Команда иайдок 5 человек, из технологического университета г.Муроран(недалеко от Саппоро). Это событие приурочено к проведению 4 чемпионата Сибири по иаидо и дню города. В рамках программы состоится семинар,международный командный турнир, аттестация. Так же ожидается приезд команды из Киргизии. Стартовый взнос за мероприятие 4500 руб. Подача заявок на участие до 15 июня.

Программа пребывания
Поездка в Японию
по грантовой программе
Обьявляется набор из 5-6 человек , для поездки в Японию по грантовой программе, как ответный визит на приезд японской делегации. Грант включает либо оплату дороги туда-обратно, либо оплату проживания и питания в японии( что примерно равнозначно). Поездка состоится в 19 году(время потом выберем сами).

Критерии для желающих:
- до 40 лет
- желательно не бывавших в Японии
- члены клуба Кенсинкан

Кандидаты оплачивают стартовый взнос за семинар 8000 руб. Не забывайте, что предстоит оплата членского взноса в клуб (3500). При тренировках и сдаче экзамена в Японии кандидат должен будет вступить в Хоккайдскую федерацию 10 000 тыс ен в год.

Прошу взвесить все свои возможности и подать заявку не позднее 1 июня.
Мы на
"Taiyou no Matsuri" !
Впервые мы решились выступить на таком мероприятии как фестиваль молодежных субкультур и анимации "Taiyou no Matsuri", который проходил 31.03 - 01.04! И, конечно, мы выступали 1 апреля!

Теперь у нас есть много хороших фотографий, прекрасные видео с разных ракурсов и хороший опыт на будущие показательные выступления.

(фото и видео нашего выступления)
cтатьи
Полезные статьи и заметки
Краткая история дзёдо Всеяпонской ассоциации кэндо
(из книги «THE LITTLE BOOK OF JODO»)
История дзёдо Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй (Всеяпонская ассоциация кэндо), по существу является историей Синдо Мусо-рю. В отличие от иайдо ДНКР, или искусство выхватывания меча, разработанное на основе нескольких стилей (в основном Мусо Дзикидэн рю Эйсин рю и Мусо Синдэн рю), дзёдо ДНКР почти полностью происходит из практики школы Синдо Мусо рю, возглавлявшаяся Симидзу Такадзи (1876 – 1978).

Ниже приведённая история по большей части основывается на статье Мацуи Кэндзи «История Синдо Мусо-рю», и немного с дополнительной информацией из других англоязычных источников, перечисленных библиографии. Читатели, знакомые с дзёдо, найдут много спорного здесь, в перечисленных первоисточниках, и в массовой прессе, поскольку существует столько же мнений об искусстве, сколько существует основных направлений практики. Мы просим обдумать комментарии на бумаге, и приглашаем к новым исследовательским инициативам.

Мусо Гонносукэ и происхождение Синдо Мусо рю дзёдо.

Как и о многих исторических личностях, мало что известно о жизни Мусо Гонносукэ. Рассказывают, что его полное имя было Мусо Гонносукэ Кацукити, и что в начале своей жизни, он был известен как Хирано Гонбэй. Утверждается, что он имел мэнкё (лицензия полной передачи) по школам Катори Синто рю и Касима Син-рю (в некоторых источниках, Касима Дзикисинкагэ рю). В эпоху Кайтё (1596 – 1614) он повстречался в Эдо или Акаси, с Миямото Мусаси. То, что произошло на этой дуэли, отличается между источниками Синдо Мусо рю и записями других школ. По версии Синдо Мусо рю, Мусаси остановил Мусо с помощью дзюдзи домэ, или крестообразного блока. Однако, согласно другим источникам, предполагается, что Мусаси почти некогда (или совсем некогда) не использовал в дуэлях два меча, и что он дрался с Мусо с помощью небольшой палки или лука из ивы, который он вырезал. В некоторых источниках говорится, что Мусо использовал бо (шест длинной 180 см.), в других, что длинный бокуто (деревянный тренировочный меч). Несмотря на это, Мусо был побеждён, и это поражение сыграло решающую роль в создании дзёдо.

Уэйн Муромото описывает их встречу, основываясь на Кайдзё Моногатари (1629). Мусаси дрался на дуэли с Мусо, который был воином ростом 180 см., носил два слоя верхней одежды и хаори с гербом хиномаки (восходящее солнце). На одном лацкане было написано «Хэйхо тэнка ити», а на другом, «Нихон кайдзан Мусо Гонносукэ» (лучший мастер воинских искусств на земле). Мусо сопровождало шесть учеников, и он довольно грубо бросил вызов Мусаси, который пытался отклонить вызов. Но Мусо настаивал и, вынув из сумки бокуто длинной 120 см., неожиданно атаковав Мусаси. Мусаси защитился и прогнал Мусо через всё помещение, а затем ударил его между глаз.

«Хонтё Бугэй Сёдэн» ("Краткая передача [сведений] о воинских искусствах родины" соглашается с этой историей, а также цитируется в «Нитэн Ки» («Хроника двух небес). Это как, казалось бы, является концом истории, но современные читатели часто любят упоминать матч-реванш, в котором Мусо встретился с Мусаси и победил его с помощью дзё. Ни в каких историях о Мусаси, нет упоминания об этом единственном поражении, и только в более позднем источнике, свитке храма Цукуба в префектуре Ибараги, упоминается этот матч-реванш, который не подтверждается и является сомнительным.

После этого поражения, Мусо продолжил странствовать и, в конце концов, остановился на горе Хомэн в Тикудзэн (современная Фукуока), где он пробыл в течение 37 дней, увидев в конце видение, в котором ему было сказано «маруки во моттэ, суйгэцу во сирэ», или «возьми круглую палку, познай суйгэцу» (суйгэцу, буквально означает солнечное сплетение, здесь, скорей всего, оно означает познать центр (хара), боевую дистанцию и самого себя). Благодаря этому уроку, Мусо разработал техники с короткой палкой, или дзё. Муромото утверждает, что первоначально их было пять, «хидэн гё-и», остальные техники были добавлены позже.

В 1601 году Курода Нагамаса получил жалование в 520 000 коку и контроль над префектурой Тикудзэн. Мусо поступил на службу к нему и прослужил в провинции до конца жизни. Паскаль Кригер утверждает, что Мусо вручил мэнкё (лицензия о полной передачи знаний, и разрешающая преподавать) десяти ученикам, но Мацуи не смог найти дэнсё, датируемое ранее, чем 1700 год, т.е. до Хигути Хинъэмона, четвертого главы школы. Нет также ни каких записей в архиве Курода о службе Мусо, его дате рождения или смерти, или его социальном положении. Только одна вещь действительно подтверждает присутствие Мусо в клане. Это запись в храме Цукуба на горе Цукуба, в которой говорится, что Мусо Гонносукэ пожертвовал о-дати (большой меч).

Линия передачи Синдо Мусо рю.

Есть еще несколько искусств владения другими видами оружия, связанные с современным Синдо Мусо-рю. К ним относятся Иккаку-рю дзюттэдзюцу (владение металлической дубинкой), Иттацу-рю ходзёдзюцу (искусство владения верёвкой), Синто-рю кэндзюцу (искусство владения мечом), Иссин-рю кусаригама (искусство владения цепью с серпом) и Утида-рю тандзёдзюцу (искусство владения половинным дзё).

Уэйн Муромото утверждает, что Иттацу-рю и Иккаку-рю были введены третьим главой школы, Мацудзаки Кинъэмон. Мацуи не упоминает об этом, но эти два искусства, безусловно, имеют давнюю связь с Мусо-рю.

Мацуи отмечает, что к середине 1700-х годов, Иккаку торитэ (искусство захватов) изучали в «новой» Мусо-рю и Тэнъами-рю. Искусство связывание верёвкой Иттацу-рю изучали в «новой» Мусо-рю, а владение верёвкой по школе Иккаку-рю в Тэнъами-рю. Это смешивание Иккаку-рю между двумя школами дзё снова приводит выводам, что существовали пресечения в обучении между «школами», или рю. Это не удивительно, если учесть, что они все преподавались в одном клане (хан), в той же самой среде учеников.

Хирано Китидзо (умер в1871 году) заменил Мацумото Бидзэн-но ками на Иидзаса Ямасиро-но ками, в качестве отправной точки в истории рю. Хирано так же разработал Синто-рю кэндзюцу в Мусо-рю, введя восемь ката с тати и четыре с кодати.

Сираиси Хандзиро (1842 – 1227) ввёл в учебную программу Иссин-рю кусаригама. Кроме этого, он перенял у Утида Рёгоро искусство владения тростью, или Суттэкидзюцу, которое было разработано примерно около 1900 года, когда японские господа стали перенимать западный стиль жизни, прогуливаясь с тростью и в шляпе-котелке. Последнее искусство, теперь обычно называют тандзёдзюцу.

Современная эпоха Синдо Мусо рю и создание ДНКР дзёдо.

После реставрации Мэйдзи в 1868 году, Хирано Сабуро Ёсинари (линия Харуёси) и Ёсимура Хандзиро Ёсинобу (линия Дзигё) начали совместно обучать учеников. Сираиси Хандзиро (1842 – 1927г.г.) посещал эти занятия и, в конце концом, стал одним из шести человек, которым были вручены единые дэнсё. Первоначально Сираиси был учеником Хирано Китидзо и Сада Тэйсукэ, из линии Харуёси. Позднее он получил мокуроку от Окума Синпати, линии Дзигё. До получения единого дэнсё, он обучался у Ёсимура Хандзиро.

За пределами Японии часто встречается мнение, что различные рю, и даже ответвления этих рю, это разные и замкнутые общества, и многие утверждают, что их следует изучать только у одного учителя. Тем не менее, дангё Курода-хан представляет собой объединение нескольких рю, и это не мешало Хатаэ Кюхэй в восстановлении двух «ха», или ветвей, Мусо рю. Точно так же с Сираиси Хандзиро, у которого было четыре учителя из двух ветвей. Поэтому появление замкнутости, по большей части, обязано ученикам (коренным и иностранным), которые не имеют возможности учиться у других учителей, чем из-за выбора.

Из-за того, что старые направления потеряли интерес, а новые еще не были разработаны, эпоха Мэйдзи (1868 – 1912) представляет собой узкое место в истории боевых искусств Японии. Сираиси был единственным старшим инструктором объединённой традиции Синдо Мусо-рю, и в результате этого, его методы установили стандарт для последующих инструкции Синдо Мусо-рю.

Додзё Сираиси, в Хаката, было установлено к стене постоялого двора, и имело размеры 3,7 м. * 9,1 м. и одну открытую сторону. Сираиси учил с веранды своего дома, который был напротив этой стены. У него было много учеников, но самыми авторитетными из них были Такаяма Кироку, Симидзу Такадзи и Отофудзи Итидзо.

В ранний период Сёва (1926 – 1945), Япония стала ультранационалистической страной, с большими имперскими амбициями. Потому как, предполагалось, что обучение боевым искусствам сделает молодых людей более устойчивыми к льстивым речам социалистов и более подготовленными к службе в армии и, если необходимо, умереть во время войны, японское правительство стало активно покровительствовать традиционным школам будо и будзюцу. В результате этого, дзёдо процветало в течение этого периода.

Такаяма Кироку открыл додзё в 1929 году, которое было названо Фукуока додзё. Такаяма был назначен сиханом (наставником), а Симидзу фуку-сиханом (помощником наставника). Было ещё пять обладателей мэнкё в этой группе.

В 1930 году Симидзу переехал в Токио, и когда Такаяма умер в 1938 году, Отофудзи Итидзо взял на себя Фукуока додзё. Он продолжал преподавать в Фукуоке до самой смерти в 1990 году, и вручил мэнкё нескольким сегодняшним лучшим учителям дзёдо.

Симидзу Такадзи родился в 1896 году. В 1913 году, в возрасте 17 лет, он начал учится владению дзё у Сираиси Хандзиро. В 1918 году, в возрасте 23 лет, он получил мокуроку (свиток передачи), а два года спустя свидетельство мэнкё. В 1927 году, благодаря знакомству с известным наставником Накаяма Хакудо, Симидзу продемонстрировал технику дзё для полиции Токио. В 1930 году он переехал в Токио и начал преподавать в Мумон додзё (ранее был боксёрский зал Тэйкан). В 1931 году он начал преподавать дзё в Кодокан додзё Дзигоро Кано, а так же в морской разведке (адмирал Такэсита Исаму был опытным практиком фехтования и айкибудо, а так же главой морской разведки) и в Главном управлении полиции Токио. В 1933 году был создан специальный отдел полиции, в обучение которого было включено дзё, и именно здесь Симидзу начал многолетнее сотрудничество с лучшими инструкторами кэндо в Токио.

В 1939 Симидзу отправился в Маньчжурию, чтобы обучать дзё и, по утверждению Мацуи, в итоге он обучил владению дзё 1 500 000 людей. Эта цифра, безусловно, включает в себя всех учеников его учеников.

В 1940 году, скорей всего, в честь 2600-летия легендарного создания японской империи, Симидзу изменил название дзёдзюцу на дзёдо и создал Дай Нихон Дзёдокай (Ассоциация дзёдо Великой Японии).

После Второй мировой войны в Японии была проведена чистка ультранационалистических и милитаристических организации и кэндо, и дзюдо были на некоторое время не обязательными предметами в государственных школах. Кроме того, лицензирующий орган, известный как Бутокукай, был расформирован. В результате этого, многие учителя боевых искусств оказались безработными. Преподавателей дзёдо это меньше коснулось, чем других, даже при союзном оккупационном правительстве, японская полиция продолжала обучение в кэндо, дзёдо и кэйдзё (полицейская палка). В 1948 году, обучение кэйдзё было прервано на короткое время, когда департамент полиции Нью-Йорка обеспечил японскую полицию в обучении в использовании резиновой дубинки, но вскоре оно было возобновлено1.

В 1954 году Бутокукай был вновь открыт в Киото, под одобрительное приветствие японских правых политиков, которые всё ещё верили, что обучение боевым искусствам является хорошим способом в развитии ультранационализма в молодёжи. В 1955 году была создана Нихон Дзёдо Рэнмэй (Ассоциации дзёдо Японии), а в 1956 году была переименована в Дзэн Нихон Дзёдо Рэнмэй (Всеяпонскую ассоциацию дзёдо).

В 1965 году на подаренной земле был построен Рэнбукан Додзё, просуществовавший до 1978 года, когда он был закрыт.

Сэйтэй дзёдо ДНКР

В 1964 году Отофудзи Итидзо посетил Симидзу в Токио и обсудил предложение Симидзу о создании обучающей последовательности сэйтэй дзё для ДНКР. Это привело к созданию исследовательского комитета и в 1968 году Симидзу Такадзи и Накадзима Асакити продемонстрировали сэйтэй дзёдо ката перед главой ДНКР. Сэйтэй дзё ката были утверждены и в 1969 году, Симидзу (с тати) и Отофудзи (с дзё) представили их на рассмотрение общественности. На этой демонстрации так же были представлены сэйтэй иай.

Симидзу Такадзи был великим популяризатором дзё, благодаря своему обучению, связи с ДНКР и сотрудничеству с Ёсиока Эйдзи, знаменитого своей серией газетных статей и роману о Миямото Мусаси перед Второй мировой войной, в которых он способствовал формированию образа Мусо Гонносукэ2. Он умер в 1978 году.

Главы школы и количество линий передач.

Говорят, что Симидзу Такадзи был 25-м главой школы Синдо Мусо-рю, а Сираиси Хандзиро являлся 24-м. Эти подсчёты сделаны путём объединения учителей линии Харуёси и Дзигё, чего нельзя получить, следя только по одной линии передачи. На сегодняшний день, похоже, что как такового главы школы нет, но есть несколько мэнкё кайдэн, и, конечно же, по системе рангов в ДНКР имеется много учителей с 8-м даном. Когда школа небольшая, легко определить руководящего наставника, но когда обучение прошли многие ученики, как сегодня, ситуация может рассматриваться аналогично расцвету дангё, с несколькими линиями направлениями передачи знаний и линии передачи знаний одного и тоже же искусства с небольшими отличиями.

Изменения в дзёдо на протяжении всей его истории.

Трудно определить, какие изменения были внесены в искусство с момента основания его Мусо до периода Мэйдзи, но можно с уверенностью сказать, что дополнения были в области первых пяти техник, при условии, что они были разработаны Мусо. Несомненно, были и изменения в стиле и учебном плане, связанные с расколом на три линии передачи знаний, и, конечно же, после объединения линий в эпоху Мэйдзи. Две ката Ран-ай были разработаны в период Бакумацу (1850-67), и довольно поэтическое развитие возможно, если вы примете во внимание «хаос» того периода и «единство с хаосом» подразумевающееся в Ран-ай.

Мацуи упоминает некоторые изменения, сделанные Такаяма Кироку, для популяризации дзё, и осуществлённые Симидзу Такадзи (Мацуи утверждает, что Отофудзи Итидзо в конце концов вернулся к старым формам).

Симидзу Такадзи сделал изучение дзё легче в больших группах, введя в школе двенадцать кихон вадза (основных техник), а так же позднее он ввел набор ката Гохон-но Мидарэ из корю3.

Боевые искусства и их история не стоят на месте и, несомненно, будет дальнейшее развитие в данной области.

Примечания:

  1. Guy H. Power, "Budo in Japanese and U.S. Policies," unpublished M.P.A. thesis, San Jose State University, May 1998, 83-85.
  2. Yoshikawa Eiji. The Musashi Saga, five volumes, translated from the Japanese by Charles S. Terry (New York: Pocket Books, 1989-1990).
  3. Корю буквально означает «старое течение», и относится к традициям до 1868 года. Хотя «старое течение» предполагает, что не было ни каких изменений в традиции, но это не совсем так. Но это не совсем так, это подразумевает, что только глава школы мог внести изменения.
Список использованной литературы:

Krieger, Pascal. Jodo: the Way of the Stick (Geneva: Shang Do Kwan, 1989). ISBN 2-9503214-0-2 Muromoto, Wayne. "Muso Gonnosuke and the Shinto Muso-ryu Jo," Furyu, 1:2 (1994), 14-19. Rogers, John M. "Honcho Bugei Shoden Ch. 5," Monumenta Nipponica, 46:2 (1991), 173-202. Skoss, Diane, editor. "Sword and Spirit Volume 2" (Berkeley Heights, NJ: Koryu Books, 1999). Skoss, Meik. "Shindo Muso Ryu Jodo: An Emic Description," Hoplos 4:4 (1985), 12-17. Matsui, Kenji. "The History of Shindo Muso Ryu Jojutsu," translated by Hunter Armstrong (Kamuela, HI: International Hoplological Society, 1993).
ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ СИНДО МУСО-РЮ ДЗЁ
Адаптированный перевод брошюры, которая выдается ВЯФК, на семинарах по курсу сэйтэй иайдо для 1-3 данов.
Вашему вниманию предлагается адаптированный перевод брошюры, которая выдается Всеяпонской Федерацией Кендо, на семинарах по курсу сэйтэй иайдо для 1-3 данов. В настоящем переводе опущена часть материалов, не актуальных для России (выдержки из японских законов и др.).

Этикет

Применительно к боевым искусствам («будо») часто говорят: «Все начинается с поклона и заканчивается поклоном». Поклон – это проявление почтения, действие, главный смысл которого заключается в выражении благодарности. На занятиях иайдо большое значение придается как межличностным отношениям  (например, между учителем и учеником, между старшими и младшими учениками), так и  отношению человека к предметам (например, к мечу и  к залу для занятий). Важным при этом является поведение, исполненное чувства уважения.

Воспринимая боевые искусства («будо») как часть японской культуры, необходимо в полной мере понимать смысл, заложенный в таком действии, как поклон. Во время тренировок соблюдать все традиционные правила: выполнять поклон учителю, поклон залу и мечу. Это делается для того, что бы  сохранить хорошие отношения между людьми.

 

Что означает «Иайдо».

 «Иай» означает искусство владения мечом, которое позволяет, почувствовав ярость противника, немедленно отреагировать на  атаку с его стороны и остановить его, молниеносно вынув меч из ножен.

Занимаясь иайдо, человек учится надлежащим образом владеть своим телом и мечом в различных ситуациях, реагировать на атаку противника из положения сидя, из положения стоя и в движении. Кроме того, занимающийся учится правильному поведению, этикету, и потому иайдо – еще и путь совершенствования своего духа.

 

История Иайдо.

Основателем иайдо считается Хаясидзаки Дзюнсукэ Сигэнобу из местности Осю (современная префектура Ямагата). Его многочисленные ученики создали свои школы, и в эпоху Эдо иайдо получило распространение по всей Японии.  Так называемое «Новое время», когда в Японии  были изданы законы, запрещающие ношение меча, было довольно сложным периодом для боевых искусств, однако благодаря усилиям таких людей как Ооэ Масамити и Накаяма Хакудо, иайдо дожило до наших дней.

 

Как следует относиться к занятиям.

Следует с готовностью и без возражений воспринимать то, что говорит учитель (тренер) и старательно выполнять это на практике. Никакая произвольная интерпретация непозволительна. Также важно заниматься ежедневно (хотя бы понемногу), поскольку умение повышается именно за счет непрерывных занятий, пусть и не продолжительных. Кроме того, огромное значение имеет умение наблюдать за другими («митори-гэйко»), за учителем (тренером), за старшими учениками. Заметив что-либо нужное для себя, следует стремиться перенять это. Таким образом, можно лучше увидеть слабые места в собственной технике, а усилия по восполнению этих слабых мест позволят сделать тренировки гораздо более продуктивными.

 

Цель обучения иайдо

Изначально иайдо возникло как техника владения мечом для защиты и нападения. В наши дни занятия иайдо – это, прежде всего воспитание духа, а физическая подготовка отошла на второй план. При этом нельзя забывать, что основу единства кендо и иайдо («кэнъи-иттай») составляет этикет и техника владение мечом. Есть такое понятие – «нингэн-кэйсэй», оно означает «стремление к полному физическому и духовному раскрытию человека». Исходя из общефилософских вопросов, таких, например, как «Каким должен быть человек?», «Какой должна быть человеческая жизнь?», иайдо помогает раскрыть глубину собственной личности.

 

Иайдо в рамках Всеяпонской Федерации Кендо.

История

После окончания второй мировой войны все боевые искусства в Японии были полностью запрещены оккупационными властями. Однако с созданием Всеяпонской федерации кендо в октябре 1952 г., было возрождено кендо, а в 1956 г. и иайдо.

Для того чтобы выработать и утвердить иайдо ката, которые могли бы практиковать и кендоисты, в федерации было созвано заседание специальной комиссии. В 1969 г. ей были определены семь основных ката: «маэ», «усиро», «укэнагаси», «цукаатэ», «кэсагири», «моротэдзуки», «сампогири». Затем в 1980 г. были добавлены еще три:  «ганмэнатэ», «соэтэдзуки», «сихогири», в 1988 г. эти десять основных ката были официально признаны. И, наконец, в 2000 г. комиссией были добавлены еще два ката: «согири», и «нукиути». Таким образом, на сегодняшний день существует 12 основных ката.

Современная ситуация.

В основе занятий Иайдо, которые проводятся Всеяпонской федерацией кендо, лежат элементы техник всех школ корю (древних боевых искусств). Основу «сэйтэй» иайдо составляют 12 ката, представленные в таблице  ниже. Нужно понимать, что они – только вводная часть, не сложная даже для новичков. Главной целью этих занятий является популяризация иайдо. Ни техника, ни духовная практика ими не исчерпываются. Для более глубокого понимания сути иайдо, важно, чтобы занятия не сводились лишь к отработке ката и не становились занятиями лишь для оценки. Необходимо изучать древние стили, составляющие базу иайдо, хотя для этого и требуется длительная подготовка.

12 ОСНОВНЫХ КАТА

1 МАЭ 7 САМПОГИРИ
2 УСИРО 8 ГАНМЭНАТЭ
3 УКЭНАГАСИ 9 СОЭТЭДЗУКИ
4 ЦУКААТЭ 10 СИХОГИРИ
5 КЭСАГИРИ 11 СОГИРИ
6 МОРОТЭДЗУКИ 12 НУКИУТИ

Хранение меча и меры безопасности.

Хранение меча.

Человек, который использует меч (настоящий или тренировочный) для занятий иайдо, должен в полной мере осознавать свою ответственность за его безопасное хранение.

Как правило, люди довольно небрежно относятся к вопросу хранения «могито» - тренировочного меча, забывая, что носить меч по улице нужно в специальном чехле, а хранить меч следует только дома.

Безопасное использование меча.

При покупке меча (настоящего или тренировочного) следует выбирать модель с полным набором необходимых принадлежностей – таких как «цуба», «мэкуги» и т.д., на котором есть пометка производителя: «можно использовать для тренировок по иайдо». Также важно учитывать, насколько меч подходит к параметрам тела по весу, длине и т.д.

При длительном использовании меча, могут возникать поломки из-за некачественной сборки или изнашивания металла, поэтому  следует проводить регулярный осмотр «могито». А после сильного удара о пол или о твердый предмет, нужно разобрать меч, проверить внутреннюю часть и убедиться, что в «хабаки» или «накаго» нет трещин.

О мерах предосторожности

Перед началом тренировки меч следует внимательно осмотреть. Иногда из-за небрежного отношения к проверке происходят  несчастные случаи, поэтому следует всегда соблюдать меры предосторожности, которые описаны ниже.

При обнаружении повреждения или ослабления крепления, в случае необходимости, нужно заменить деталь или произвести ремонт – при этом лучше обратиться к тренеру или в магазин, где был куплен меч.

Кроме того, во время тренировки или соревнования нужно передвигаться, контролируя пространство вокруг себя. При перемещении по залу необходимо быть внимательным по отношению к другим людям, а при перемещении на близком расстоянии от другого человека во избежание опасности нанести ему травму следует взять за привычку предупреждать его вслух.

Правила, которые нужно выполнять:

осмотр меча до и после тренировки

меры предосторожности во время тренировки

  • Осмотр «мэкуги» (искривление, ослабление)
  • Осмотр отверстия ножен
  • Осмотр лезвия (повреждения)
  • Осмотр плетения на рукояти
  • Осмотр ножен (трещины)
  • При ношении меча класть большой палец на «цуба»
  • Во время тренировки соблюдать дистанцию
  • Во время тренировок при перемещении по залу внимательно относиться к окружающим
  • При перемещении на близком расстоянии от других людей – предупреждать их вслух

 

Термины, которые используются в иайдо.

Рассмотрим значение самых важных терминов, которые используются в иайдо, не забывая, однако, что не следует ограничиваться поверхностным пониманием этих слов. Осознание  цели занятий у всех самые различные. Эти понятия воспринимаются разными людьми по-разному в зависимости от склада ума, и не существует единственно правильной трактовки всех этих терминов. Следовательно, нужно стремиться понять истинный смысл этих понятий через личный опыт.

Термин Пояснение
Сая-но-нака
(сая-но-ути)
Обнажив меч, нужно без промедления победить одним ударом. Но обнажение меча – крайняя мера.
Важнее суметь сдержать противника, не обнажая меча. В этом заключается не агрессивная концепция мышления, настроенного на то, чтобы не бороться.
Нукицукэ После обнажения меча, исход определяется в одно мгновение (за доли секунды), поэтому так необходим настрой на поражение противника. Это воплощение иайдо.
Кириороси Так называется последний, решающий удар меча. При его исполнении, нижняя половина тела находится в устойчивом положении, а рез выполняется по широкой амплитуде: над головой кончик меча как будто задевает потолок, а затем меч идет как можно дальше вперед.
Мааи Так называется предполагаемое расстояние, необходимое для того, чтобы верно нанести удар по телу противника.
Дзансин Важно сохранять бдительное состояние даже после того, как противник повержен. «Дзансин» - это состояние постоянного внимания, сохранение до последнего готовности атаковать  противника.
Кигураи В искусстве владения мечом нельзя обойтись без духовной составляющей.
Ки-кэн-тай-но-итти «Ки» – сила духа (энергия) при нанесении удара.
«Кэн» – движение меча.
«Тай» – физическая подготовка.
При полном слиянии этих трех составляющих рождается истинное искусство владения мечом.
Кэнъи-иттай Так называется совмещение кендо и иайдо. Даже если разделять эти понятия, они все равно останутся связанными неразрывно. Каждый по своему они выражают разные аспекты «пути меча».
Танагокоро
(тэ-но-хира)
Ладонь
Тандэн Центр в нижней части живота
Унадзи Затылок (тыльная сторона шеи)
Комэками Виски
Суйгэцу (мидзоути) Солнечное сплетение
Микэн Лоб над переносицей (промежуток между глаз)
Симоноаси В положении «камаэ» нога, которая находится позади (нога, которая находится дальше от «сёмэн» – переднего места)
Каминоаси В положении «камаэ» нога, которая находится впереди (ближе к «сёмэн»)
Хитоэми Положение тела в полоборота, под 90 градусов к противнику (используется в 10 ката)
Иайгоси Положение тела на чуть присогнутых коленях с опущенной поясницей (в состоянии «дзансин»)
Иайхидза Сидячее положение в 4 ката («цукаатэ»)
Саябики Движение, при котором, не отрывая руки от отверстия ножен, мизинец прижимают к оби и тянут кулак назад
Саябанарэ Обнажение меча
Коикути-о-киру Движение, при котором, большим пальцем, лежащим на «цуба», выталкивают «цуба» и тут же вынимают меч

Библиография

(рекомендованная справочная литература)

  • «Иайдо во Всеяпонской федерации кендо (комментарии)» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Правила проведения соревнований по иайдо и правила судейства» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Правила обращения с мечом («иайто») и тренировочным мечом («могито») в иайдо» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Иайдо во Всеяпонской федерации кендо, новое издание» (Сукидзянару)
  • Когава (Огава) «Меч и дзэн» (издательство религиозной общины Нингэндзэн)

Перевод с японского - Санжиева Ю.
Редактор русского перевода - Зименко А.
Выпускающий редактор - Караваев Л.

Сонаэ - военная структура самураев
Составитель: Тамура-сэнсэй
Перевод: Ерахнович Анна, Ковалёва Анна
Правка: Сперанский Гавриил
Сонаэ – основная самостоятельная войсковая единица, формировавшаяся в военное время в период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций», 1479-1615гг). Боевая единица, состоящая из отрядов пехотинцев, вооруженных луками, ружьями, копьями, конных отрядов, интендантских отрядов, была способна самостоятельно выполнять боевые задачи.
Случалось так, что сонаэ называли: «сю», «тай», «куми», «сэй», «тэ». Численность колебалась в зависимости от функций, возложенных на тот или иной отряд, финансовых возможностей даймё и прочего, и в целом в сонаэ состояло от 300 до 800 человек.
Сонаэ, которые формировались во время военных столкновений, примерно соответствует современному общевойсковому подразделению, а конкретно полковой боевой группе; как правило, в полковых тактических группах (ПТГр) насчитывалось от 1 000 до 1 500 человек, а в бригадных тактических группах (БрТГр) – от 2 000 до 3 000 человек.
Когда наступил мирный период Эдо (1603—1868гг), весь личный состав сонаэ стал основой феодального дворянства.
Даймё, получавший свыше 10  000 коку, имел возможность содержать, помимо одного сонаэ, и бусидан.
(коку - среднее количество риса, потребляемое одним взрослым человеком в течение года , 1 коку риса приблизительно равен 150 кг, также являлось основной мерой богатства и служило денежным эквивалентом в средневековой Японии).
/бусидан – отряд из боеспособных мужчин, который формировали полководцы из провинциальной знати/
У каждого сонаэ была функция в зависимости от наименования, например: сакидзонаэ (авангард), накадзонаэ (вспомогательные войска), вакидзонаэ (армия, построенная по левую и правую сторону от ставки командующего), хатамотодзонаэ (отряд знаменосцев), хонсиндзонаэ (ставка командующего), сингаридзонаэ (арьергард). Главнокомандующий осуществлял расстановку сонаэ в соответствии с общей боевой стратегией под названием «дзивари».
В начале сражения в бой с противником вступает сакидзонаэ (авангардные части), в зависимости от хода военных действий подключались накадзонаэ. Если войска терпели поражение, то вакидзонаэ занимали оборонительные позиции, а сингаридзонаэ прикрывал основные силы от преследования неприятеля. Исход битвы определялся на начальном этапе сражения, в котором участвовало около 30% от общей боевой мощи войска.
Каждое сонаэ должно было выполнить миссию, возложенную на него, и подчиняться приказам главнокомандующего. Самостоятельные действия, даже если приводили к значительным результатам, строго наказывались.
Род Ии в качестве фудай-даймё передавал из поколения в поколение титул «старейшины» и с давних пор был вассалом Токугава (термин «фудай» обозначал вассалов, которые из поколения в поколение служат одному господину). Из-за того, что доспехи вассалов были полностью красного цвета, их прозвали Ии но акадзонаэ («Красный отряд Ии»).
Во время битвы в сакидзонаэ, шедшем впереди, первые места занимали вассалы даймё из знатных родов, имеющие высокий статус.
Самураи мирного периода Эдо делились на две крупные группы в зависимости от их служебных обязанностей. Это были банката и якуката. Якуката занимались государственными делами или были на государственной службе (должностными лицами), и каждый день были очень заняты. В невоенное время в повседневной жизни воины, ставшие банката, были в состоянии бездеятельного ожидания, и случалось так, что иногда их называли «бездельниками». Они служили в гарнизоне в замке даймё или стражниками, которые охраняли господина, или были непосредственной охраной Токугава, а также служили по сменной системе – один раз в 3-4 дня. Воины банката входили в систему небольших групп, которые назывались куми.
Кавалерия, пехотинцы в звании унтер-офицеров, которые имели право ездить верхом, и простые пехотинцы были собраны в группы в соответствии со своим рангом.
Куми – группа, составленная из 20 человек, являлась самой маленькой единицей отряда, которая совместно управляла земельным наделом в несколько тысяч коку и получала жалование по 100 коку.
Пехотинцам выделялось место для проживания в кумиясики (резиденция для низшего класса самураев, которые потом стали помещиками), а рядовым в нагая (длинный одноэтажный многоквартирный дом).
Одна группа солдат (одно куми) соответствует взводу кавалерии в армии новейшего времени, и становится мобильной ротой общей численностью 80 человек: 60 пехотинцев и 20 кавалеристов, которые в свою очередь выглядели как всадник и обслуживающие его пешие слуги. Рядовые солдаты ежегодно получали жалование от 100 до 200 коку, а кумигасира, который являлся главой группы из числа вассалов даймё, получал свыше 500 коку. В старину кумигасира также называли «самурай дайсё», случалось так, что они могли занимать должность бангасира, которая соответствовала командиру батальона или командиру полка, объединенных из нескольких куми.
Воины, чья семья занимала высокое общественное положение среди вассалов даймё, входили в состав умамавари и были личным отрядом даймё (умамавари - класс вассалов, состоял из воинов, принесших клятву верности непосредственно даймё, которым платили как землями, так и рисом).
Что касается отрядов пехотинцев, то командование осуществлялось вассалами из среднего класса, имеющими звание моногасира (офицер высшего ранга, капитан), которое соответствовало сётайчё (командир взвода).
В старые времена моногасира называли асигаругасира.
Обычно куми из пехотинцев командовал моногасира, но вместо него мог быть и когасира (десятник), который занимался общими делами.
Исходя из того, чем были вооружены пехотинцы в куми - нагаэ яри, луком или ружьем – назывались и их рода войск: нагаэгуми, юмигуми и тэппогуми.
(нагаэ яри - копьё с длинным древком, от 5 до 6метров длиной, типа пики).
Инструктажем и тренировкой особых боевых техник рядовых занимались когасира и косанся (ветеран).
Пехотинцев из числа банката, служивших у даймё, часто призывали для охраны общественного спокойствия в черте города, призамковых территориях и территориях буддийских храмов, в которых находились постоялые дворы. Пехотинцев, которые занимались поимкой преступников, также называли досин (стражник).
Dan Grad
Ранги участников клуба "Кенсинкан"
EKF Nr. Name Iaido Grade Jodo Grade
RU.00015 Fedorich Igor 5 DAN (06/02/2011) 6 DAN (12/01/2018)
RU.00056 Zaviyalov Vladimir 4 DAN (10/11/2013)
RU.00476 Shkurina Irina 4 DAN (15/02/2015)
RU.00349 Mordvin Nikolay 4 DAN (02/02/2017) 3 DAN (04/11/2017)
RU.00160 Mikhaylov Maksim 3 DAN (03/04/2011)
RU.XXXXX Rakhimberdin Askar 3 DAN (17/02/2018)
RU.00486 Petrov Artem 2 DAN (05/11/2016) 3 DAN (05/11/2016)
RU.00610 Shadrina Tatyana 2 DAN (08/11/2015)
RU.00499 Sycheva Evgeniya 2 DAN (05/11/2016)
RU.00362 Ustinov Denis 2 DAN (05/11/2016)
RU.00626 Terentev Aleksey 2 DAN (05/11/2016) 2 DAN (05/11/2016)
RU.00633 Valiev Sergei 2 DAN (05/11/2016) 1 DAN (05/11/2016)
RU.00628 Goncharov Egor 2 DAN (05/11/2016)
RU.00360 Danilov Peter 1 DAN (03/04/2011)
RU.00551 Kuznetsova Elena 1 DAN (10/11/2013)
RU.00484 Vazhenin Andrey 1 DAN (06/04/2013)
RU.00759 Antipina Tatiana 1 DAN (05/11/2016)
RU.00760 Emshanova Nadezhda 1 DAN (05/11/2016)
RU.00762 Levantsova Alina 1 DAN (05/11/2016)
RU.00761 Kalinenkov Artem 1 DAN (05/11/2016)
RU.00757 Nikiforov Konstantin 1 DAN (05/11/2016)
RU.XXXXX Sazonov Maxim 1 DAN (04/11/2017)
RU.XXXXX Lykhina Natalya 1 DAN (17/02/2018) 1 DAN (04/11/2017)
план мероприятий
Что планируем на 2018 год?
Иайдо Дзёдо
Январь
Февраль Поездка в Саппоро
17-18 Семинар, аттестация
Март
Апрель 1 Показательное выступление на фестивале "Tayou no Matsuri"
7-8 Семинар. Базовая техника. Подготовка к соревнованиям 14-15 Семинар. Базовая техника. Тандзё.
21 Показательное выступление на библионочи
Май 12 Показательное выступление на фестивале "Haru no Matata"
13 Показательное выступление на XX Международном фестивале по Айкидо
26 Показательное выступление на всероссийском фестивале боевых искусств
Июнь 2 Показательное выступление и Мастер-класс на фестивале "Знаки"
17-23 Японская делегация. Тренировки 24 Тренировка. Мастер-класс по Дзёдо
21-23 Семинар. Соревнования.
Аттестация до 1 дана включительно
Июль
Август 4-5 Семинар. Базовая техника.
18-19 Показательное выступление на фестивале "Siberia Otaku Saiten"
Сентябрь 29-30 Чемпионат Европы по Дзёдо. Венгрия.
Октябрь Поездка в Саппоро. Тренировки.
26-28 Чемпионат Европы по Иайдо. Польша. 27-28 Семинар и аттестация.
Ноябрь Семинар. Базовая техника. Тандзё.
Декабрь Семинар. Базовая техника. Корю.
полезные ссылки
Ссылки на сайты федераций, клубов и магазинов
www.hokkaido-kendo.com
Федерации Кендо о.Хоккайдо
www.kendo-russia.ru
Русская Федерация Кендо
www.eishinkai.ru
Клуба "Эйсинкай" (Москва)
www.ekf-eu.com
Европейская Федерация Кендо
www.yoshinkan.ru
Cибирская Федерация Ёсинкан айкидо
www.japansteel.ru
Магазин уникальных ножей.