Ниже приведённая история по большей части основывается на статье Мацуи Кэндзи «История Синдо Мусо-рю», и немного с дополнительной информацией из других англоязычных источников, перечисленных библиографии. Читатели, знакомые с дзёдо, найдут много спорного здесь, в перечисленных первоисточниках, и в массовой прессе, поскольку существует столько же мнений об искусстве, сколько существует основных направлений практики. Мы просим обдумать комментарии на бумаге, и приглашаем к новым исследовательским инициативам.
Мусо Гонносукэ и происхождение Синдо Мусо рю дзёдо.
Как и о многих исторических личностях, мало что известно о жизни Мусо Гонносукэ. Рассказывают, что его полное имя было Мусо Гонносукэ Кацукити, и что в начале своей жизни, он был известен как Хирано Гонбэй. Утверждается, что он имел мэнкё (лицензия полной передачи) по школам Катори Синто рю и Касима Син-рю (в некоторых источниках, Касима Дзикисинкагэ рю). В эпоху Кайтё (1596 – 1614) он повстречался в Эдо или Акаси, с Миямото Мусаси. То, что произошло на этой дуэли, отличается между источниками Синдо Мусо рю и записями других школ. По версии Синдо Мусо рю, Мусаси остановил Мусо с помощью дзюдзи домэ, или крестообразного блока. Однако, согласно другим источникам, предполагается, что Мусаси почти некогда (или совсем некогда) не использовал в дуэлях два меча, и что он дрался с Мусо с помощью небольшой палки или лука из ивы, который он вырезал. В некоторых источниках говорится, что Мусо использовал бо (шест длинной 180 см.), в других, что длинный бокуто (деревянный тренировочный меч). Несмотря на это, Мусо был побеждён, и это поражение сыграло решающую роль в создании дзёдо.
Уэйн Муромото описывает их встречу, основываясь на Кайдзё Моногатари (1629). Мусаси дрался на дуэли с Мусо, который был воином ростом 180 см., носил два слоя верхней одежды и хаори с гербом хиномаки (восходящее солнце). На одном лацкане было написано «Хэйхо тэнка ити», а на другом, «Нихон кайдзан Мусо Гонносукэ» (лучший мастер воинских искусств на земле). Мусо сопровождало шесть учеников, и он довольно грубо бросил вызов Мусаси, который пытался отклонить вызов. Но Мусо настаивал и, вынув из сумки бокуто длинной 120 см., неожиданно атаковав Мусаси. Мусаси защитился и прогнал Мусо через всё помещение, а затем ударил его между глаз.
«Хонтё Бугэй Сёдэн» ("Краткая передача [сведений] о воинских искусствах родины" соглашается с этой историей, а также цитируется в «Нитэн Ки» («Хроника двух небес). Это как, казалось бы, является концом истории, но современные читатели часто любят упоминать матч-реванш, в котором Мусо встретился с Мусаси и победил его с помощью дзё. Ни в каких историях о Мусаси, нет упоминания об этом единственном поражении, и только в более позднем источнике, свитке храма Цукуба в префектуре Ибараги, упоминается этот матч-реванш, который не подтверждается и является сомнительным.
После этого поражения, Мусо продолжил странствовать и, в конце концов, остановился на горе Хомэн в Тикудзэн (современная Фукуока), где он пробыл в течение 37 дней, увидев в конце видение, в котором ему было сказано «маруки во моттэ, суйгэцу во сирэ», или «возьми круглую палку, познай суйгэцу» (суйгэцу, буквально означает солнечное сплетение, здесь, скорей всего, оно означает познать центр (хара), боевую дистанцию и самого себя). Благодаря этому уроку, Мусо разработал техники с короткой палкой, или дзё. Муромото утверждает, что первоначально их было пять, «хидэн гё-и», остальные техники были добавлены позже.
В 1601 году Курода Нагамаса получил жалование в 520 000 коку и контроль над префектурой Тикудзэн. Мусо поступил на службу к нему и прослужил в провинции до конца жизни. Паскаль Кригер утверждает, что Мусо вручил мэнкё (лицензия о полной передачи знаний, и разрешающая преподавать) десяти ученикам, но Мацуи не смог найти дэнсё, датируемое ранее, чем 1700 год, т.е. до Хигути Хинъэмона, четвертого главы школы. Нет также ни каких записей в архиве Курода о службе Мусо, его дате рождения или смерти, или его социальном положении. Только одна вещь действительно подтверждает присутствие Мусо в клане. Это запись в храме Цукуба на горе Цукуба, в которой говорится, что Мусо Гонносукэ пожертвовал о-дати (большой меч).
Линия передачи Синдо Мусо рю.
Есть еще несколько искусств владения другими видами оружия, связанные с современным Синдо Мусо-рю. К ним относятся Иккаку-рю дзюттэдзюцу (владение металлической дубинкой), Иттацу-рю ходзёдзюцу (искусство владения верёвкой), Синто-рю кэндзюцу (искусство владения мечом), Иссин-рю кусаригама (искусство владения цепью с серпом) и Утида-рю тандзёдзюцу (искусство владения половинным дзё).
Уэйн Муромото утверждает, что Иттацу-рю и Иккаку-рю были введены третьим главой школы, Мацудзаки Кинъэмон. Мацуи не упоминает об этом, но эти два искусства, безусловно, имеют давнюю связь с Мусо-рю.
Мацуи отмечает, что к середине 1700-х годов, Иккаку торитэ (искусство захватов) изучали в «новой» Мусо-рю и Тэнъами-рю. Искусство связывание верёвкой Иттацу-рю изучали в «новой» Мусо-рю, а владение верёвкой по школе Иккаку-рю в Тэнъами-рю. Это смешивание Иккаку-рю между двумя школами дзё снова приводит выводам, что существовали пресечения в обучении между «школами», или рю. Это не удивительно, если учесть, что они все преподавались в одном клане (хан), в той же самой среде учеников.
Хирано Китидзо (умер в1871 году) заменил Мацумото Бидзэн-но ками на Иидзаса Ямасиро-но ками, в качестве отправной точки в истории рю. Хирано так же разработал Синто-рю кэндзюцу в Мусо-рю, введя восемь ката с тати и четыре с кодати.
Сираиси Хандзиро (1842 – 1227) ввёл в учебную программу Иссин-рю кусаригама. Кроме этого, он перенял у Утида Рёгоро искусство владения тростью, или Суттэкидзюцу, которое было разработано примерно около 1900 года, когда японские господа стали перенимать западный стиль жизни, прогуливаясь с тростью и в шляпе-котелке. Последнее искусство, теперь обычно называют тандзёдзюцу.
Современная эпоха Синдо Мусо рю и создание ДНКР дзёдо.
После реставрации Мэйдзи в 1868 году, Хирано Сабуро Ёсинари (линия Харуёси) и Ёсимура Хандзиро Ёсинобу (линия Дзигё) начали совместно обучать учеников. Сираиси Хандзиро (1842 – 1927г.г.) посещал эти занятия и, в конце концом, стал одним из шести человек, которым были вручены единые дэнсё. Первоначально Сираиси был учеником Хирано Китидзо и Сада Тэйсукэ, из линии Харуёси. Позднее он получил мокуроку от Окума Синпати, линии Дзигё. До получения единого дэнсё, он обучался у Ёсимура Хандзиро.
За пределами Японии часто встречается мнение, что различные рю, и даже ответвления этих рю, это разные и замкнутые общества, и многие утверждают, что их следует изучать только у одного учителя. Тем не менее, дангё Курода-хан представляет собой объединение нескольких рю, и это не мешало Хатаэ Кюхэй в восстановлении двух «ха», или ветвей, Мусо рю. Точно так же с Сираиси Хандзиро, у которого было четыре учителя из двух ветвей. Поэтому появление замкнутости, по большей части, обязано ученикам (коренным и иностранным), которые не имеют возможности учиться у других учителей, чем из-за выбора.
Из-за того, что старые направления потеряли интерес, а новые еще не были разработаны, эпоха Мэйдзи (1868 – 1912) представляет собой узкое место в истории боевых искусств Японии. Сираиси был единственным старшим инструктором объединённой традиции Синдо Мусо-рю, и в результате этого, его методы установили стандарт для последующих инструкции Синдо Мусо-рю.
Додзё Сираиси, в Хаката, было установлено к стене постоялого двора, и имело размеры 3,7 м. * 9,1 м. и одну открытую сторону. Сираиси учил с веранды своего дома, который был напротив этой стены. У него было много учеников, но самыми авторитетными из них были Такаяма Кироку, Симидзу Такадзи и Отофудзи Итидзо.
В ранний период Сёва (1926 – 1945), Япония стала ультранационалистической страной, с большими имперскими амбициями. Потому как, предполагалось, что обучение боевым искусствам сделает молодых людей более устойчивыми к льстивым речам социалистов и более подготовленными к службе в армии и, если необходимо, умереть во время войны, японское правительство стало активно покровительствовать традиционным школам будо и будзюцу. В результате этого, дзёдо процветало в течение этого периода.
Такаяма Кироку открыл додзё в 1929 году, которое было названо Фукуока додзё. Такаяма был назначен сиханом (наставником), а Симидзу фуку-сиханом (помощником наставника). Было ещё пять обладателей мэнкё в этой группе.
В 1930 году Симидзу переехал в Токио, и когда Такаяма умер в 1938 году, Отофудзи Итидзо взял на себя Фукуока додзё. Он продолжал преподавать в Фукуоке до самой смерти в 1990 году, и вручил мэнкё нескольким сегодняшним лучшим учителям дзёдо.
Симидзу Такадзи родился в 1896 году. В 1913 году, в возрасте 17 лет, он начал учится владению дзё у Сираиси Хандзиро. В 1918 году, в возрасте 23 лет, он получил мокуроку (свиток передачи), а два года спустя свидетельство мэнкё. В 1927 году, благодаря знакомству с известным наставником Накаяма Хакудо, Симидзу продемонстрировал технику дзё для полиции Токио. В 1930 году он переехал в Токио и начал преподавать в Мумон додзё (ранее был боксёрский зал Тэйкан). В 1931 году он начал преподавать дзё в Кодокан додзё Дзигоро Кано, а так же в морской разведке (адмирал Такэсита Исаму был опытным практиком фехтования и айкибудо, а так же главой морской разведки) и в Главном управлении полиции Токио. В 1933 году был создан специальный отдел полиции, в обучение которого было включено дзё, и именно здесь Симидзу начал многолетнее сотрудничество с лучшими инструкторами кэндо в Токио.
В 1939 Симидзу отправился в Маньчжурию, чтобы обучать дзё и, по утверждению Мацуи, в итоге он обучил владению дзё 1 500 000 людей. Эта цифра, безусловно, включает в себя всех учеников его учеников.
В 1940 году, скорей всего, в честь 2600-летия легендарного создания японской империи, Симидзу изменил название дзёдзюцу на дзёдо и создал Дай Нихон Дзёдокай (Ассоциация дзёдо Великой Японии).
После Второй мировой войны в Японии была проведена чистка ультранационалистических и милитаристических организации и кэндо, и дзюдо были на некоторое время не обязательными предметами в государственных школах. Кроме того, лицензирующий орган, известный как Бутокукай, был расформирован. В результате этого, многие учителя боевых искусств оказались безработными. Преподавателей дзёдо это меньше коснулось, чем других, даже при союзном оккупационном правительстве, японская полиция продолжала обучение в кэндо, дзёдо и кэйдзё (полицейская палка). В 1948 году, обучение кэйдзё было прервано на короткое время, когда департамент полиции Нью-Йорка обеспечил японскую полицию в обучении в использовании резиновой дубинки, но вскоре оно было возобновлено1.
В 1954 году Бутокукай был вновь открыт в Киото, под одобрительное приветствие японских правых политиков, которые всё ещё верили, что обучение боевым искусствам является хорошим способом в развитии ультранационализма в молодёжи. В 1955 году была создана Нихон Дзёдо Рэнмэй (Ассоциации дзёдо Японии), а в 1956 году была переименована в Дзэн Нихон Дзёдо Рэнмэй (Всеяпонскую ассоциацию дзёдо).
В 1965 году на подаренной земле был построен Рэнбукан Додзё, просуществовавший до 1978 года, когда он был закрыт.
Сэйтэй дзёдо ДНКР
В 1964 году Отофудзи Итидзо посетил Симидзу в Токио и обсудил предложение Симидзу о создании обучающей последовательности сэйтэй дзё для ДНКР. Это привело к созданию исследовательского комитета и в 1968 году Симидзу Такадзи и Накадзима Асакити продемонстрировали сэйтэй дзёдо ката перед главой ДНКР. Сэйтэй дзё ката были утверждены и в 1969 году, Симидзу (с тати) и Отофудзи (с дзё) представили их на рассмотрение общественности. На этой демонстрации так же были представлены сэйтэй иай.
Симидзу Такадзи был великим популяризатором дзё, благодаря своему обучению, связи с ДНКР и сотрудничеству с Ёсиока Эйдзи, знаменитого своей серией газетных статей и роману о Миямото Мусаси перед Второй мировой войной, в которых он способствовал формированию образа Мусо Гонносукэ2. Он умер в 1978 году.
Главы школы и количество линий передач.
Говорят, что Симидзу Такадзи был 25-м главой школы Синдо Мусо-рю, а Сираиси Хандзиро являлся 24-м. Эти подсчёты сделаны путём объединения учителей линии Харуёси и Дзигё, чего нельзя получить, следя только по одной линии передачи. На сегодняшний день, похоже, что как такового главы школы нет, но есть несколько мэнкё кайдэн, и, конечно же, по системе рангов в ДНКР имеется много учителей с 8-м даном. Когда школа небольшая, легко определить руководящего наставника, но когда обучение прошли многие ученики, как сегодня, ситуация может рассматриваться аналогично расцвету дангё, с несколькими линиями направлениями передачи знаний и линии передачи знаний одного и тоже же искусства с небольшими отличиями.
Изменения в дзёдо на протяжении всей его истории.
Трудно определить, какие изменения были внесены в искусство с момента основания его Мусо до периода Мэйдзи, но можно с уверенностью сказать, что дополнения были в области первых пяти техник, при условии, что они были разработаны Мусо. Несомненно, были и изменения в стиле и учебном плане, связанные с расколом на три линии передачи знаний, и, конечно же, после объединения линий в эпоху Мэйдзи. Две ката Ран-ай были разработаны в период Бакумацу (1850-67), и довольно поэтическое развитие возможно, если вы примете во внимание «хаос» того периода и «единство с хаосом» подразумевающееся в Ран-ай.
Мацуи упоминает некоторые изменения, сделанные Такаяма Кироку, для популяризации дзё, и осуществлённые Симидзу Такадзи (Мацуи утверждает, что Отофудзи Итидзо в конце концов вернулся к старым формам).
Симидзу Такадзи сделал изучение дзё легче в больших группах, введя в школе двенадцать кихон вадза (основных техник), а так же позднее он ввел набор ката Гохон-но Мидарэ из корю3.
Боевые искусства и их история не стоят на месте и, несомненно, будет дальнейшее развитие в данной области.
Примечания:
- Guy H. Power, "Budo in Japanese and U.S. Policies," unpublished M.P.A. thesis, San Jose State University, May 1998, 83-85.
- Yoshikawa Eiji. The Musashi Saga, five volumes, translated from the Japanese by Charles S. Terry (New York: Pocket Books, 1989-1990).
- Корю буквально означает «старое течение», и относится к традициям до 1868 года. Хотя «старое течение» предполагает, что не было ни каких изменений в традиции, но это не совсем так. Но это не совсем так, это подразумевает, что только глава школы мог внести изменения.
Krieger, Pascal. Jodo: the Way of the Stick (Geneva: Shang Do Kwan, 1989). ISBN 2-9503214-0-2 Muromoto, Wayne. "Muso Gonnosuke and the Shinto Muso-ryu Jo," Furyu, 1:2 (1994), 14-19. Rogers, John M. "Honcho Bugei Shoden Ch. 5," Monumenta Nipponica, 46:2 (1991), 173-202. Skoss, Diane, editor. "Sword and Spirit Volume 2" (Berkeley Heights, NJ: Koryu Books, 1999). Skoss, Meik. "Shindo Muso Ryu Jodo: An Emic Description," Hoplos 4:4 (1985), 12-17. Matsui, Kenji. "The History of Shindo Muso Ryu Jojutsu," translated by Hunter Armstrong (Kamuela, HI: International Hoplological Society, 1993).